| |
RUS ENG KAZ

Аналитические материалы

13.11.2008

Автор: Нурлан Саханов
Президент консалтинговой компании “Neonomad”

Экспертное мнение
Образование как ключевой ресурс развития страны

Осознает ли казахстанская элита стратегическую значимость образовательной системы в глобальном масштабе? Думается, что да. Во всяком случае, хотелось бы в это верить.

С каждым годом процессы глобализации усложняют человеческую цивилизацию в геометрической прогрессии, превращая ее во все более сложную, многомерную и очень динамичную систему управления. Усилий одной, даже очень мощной державы для поддержания хрупкого равновесия и баланса в общемировом развитии уже явно недостаточно, нужны коллективные действия и ответственность. Этот факт признается всеми ведущими государствами, входящими в мировую топ 20-ку. Казахстан в силу своего геоэкономического и геополитического веса в Центральной Евразии, может принять активное участие в формировании нового коллективного лидерства и способен взять на себя ответственность за глобальное развитие на региональном уровне. Но прежде необходимо понять истинные причины возникновения кризисных ситуаций в современном мире и определить ключевые проблемные узлы, мешающие устойчивому развитию нашей республики, региона и международного сообщества в целом.

Любая антропогенная катастрофа, связанная с крушением социальных, экономических или технических систем имеет одну ключевую первопричину – человеческое невежество, непрофессионализм и самонадеянность. Финансовый эгоизм развитых стран и экономическая инертность развивающихся государств легко укладываются в подобную модель ограниченного сознания. Разразившийся глобальный кризис в определенной степени свидетельствует о неадекватности международной образовательной системы, поскольку она не сумела в полной мере подготовить управленческую элиту к тем вызовам, с которыми ей пришлось столкнуться этой осенью. Казахстанская система образования также далека от идеальной модели, поэтому центральным пунктом наших лидерских притязаний должна стать масштабная модернизация образовательной инфраструктуры. В текущий момент республика имеет уникальный шанс организовать конкурентоспособное на мировом уровне производство интеллектуальных продуктов.

Казахстан может и должен создать мощную научно-образовательную индустрию по производству управленческой и технической элиты Центральной Евразии, способной формировать новые стандарты и принципы странового и регионального развития. Это единственный вариант избежать или, по крайней мере, минимизировать последствия мировых катаклизмов.

Развивающиеся государства концентрируют свое внимание на производстве промышленных и сельскохозяйственных товаров, в то время как развитые страны заняты в основном производством новых знаний и технологий. Гонка за новыми технологиями и не способность их производить втягивает слаборазвитые страны в методологическую ловушку, усиливая их экономическую зависимость от развитых государств. Выход из методологического тупика возможен только при условии развертывания собственного интеллектуального производства, которое предполагает создание и развитие образовательных и научных центров мирового класса.

Еще более точным указанием пути обретения реального, а не мнимого экономического и финансового суверенитета, служат утверждения современных социальных философов о необходимости производства не столько знаний и технологий, сколько человека, способного их генерировать. Таким образом, Казахстану нужны интеллектуальные фабрики по производству людей адекватных по своей внутренней структуре сложным и неоднозначным процессам, которые проистекают и будут проистекать в глобальной цивилизации Будущего. В этой связи стоит также упомянуть, что современная система образования – это образы Будущего Казахстана, созидаемые людьми образованными, то есть сформированными в рамках текущего образовательного процесса. Именно поэтому реальным уровнем управления процессами развития страны, региона и мира является образовательная политика, все остальные проблемы современной цивилизации от экономики до политики – это всего лишь ее производное и следствие.

В настоящее время наша страна столкнулась с новыми глобальными вызовами, спровоцированными мировым финансовым кризисом и геополитической неопределенностью в Центральной Евразии. Лучшие аналитики ведущих стран мира пытаются понять первопричины возникшего кризиса и предложить национальным правительствам и международным структурам эффективные пути выхода из сложившейся ситуации. Казахстанские ученые также оказались вовлеченными в общемировой процесс поиска оптимальных вариантов преодоления кризисных явлений в отечественной и глобальной экономике. Сегодня главной проблемой экспертных кругов различных государств, является не просто выработка моделей устойчивого развития для национальных экономик, но и определение идеальных параметров глобальной экономической системы в целом, поскольку в современном мире стратегия индивидуальных действий неэффективна.

Комментарии

Вам не разрешено создавать комментарии. Для создания комментария зарегистрируйтесь на сайте.