| |
RUS ENG KAZ

Аналитические материалы

22.12.2008

Автор: Ляззат Калтаева
председатель ОО «Ассоциация женщин-инвалидов «Шырак»

Равные возможности для детей с разными возможностями

2007 год - первый, пилотный год реализации Программы образовательных грантов для молодых людей, имеющих инвалидность, Фонда Ержана Татишева. В рамках этой программы выделены 10 образовательных грантов для молодых талантливых ребят, имеющих инвалидность, желающих получить средне-специальное образование. В этом году победителями грантов стали ребята из Астаны, Алматы, Костаная, Тараза. Поддержка, оказываемая Фондом, является комплексной и включает в себя не только оплату 3-годичного обучения, но и весомую стипендию, а также оплату проживания в общежитии для иногородних.

Программа была разработана совместно с Общественным объединением «Ассоциация женщин-инвалидов «Шырак», которая стала и ее администратором. Как можно заметить, политика Фонда заключается в том, чтобы экспертом и оператором программы выступала организация, имеющая опыт и определенный вес в данной сфере. Кроме того, распространение информации и рекрутинг стипендиатов на территории всей республики стали возможными благодаря использованию ресурсов национальных сетей организаций инвалидов.

Десять победителей образовательного гранта были отобраны из большого числа ребят, подавших заявки для участия в конкурсе, практически со всех регионов страны. Программа не ограничивала претендентов ни в виде инвалидности, ни в ее степени. Таким образом, был создан прецедент равного доступа к получению гранта как для детей с нарушениями движения, так и для детей с нарушениями зрения, слуха и речи. И главными критериями отбора здесь стали: наличие лидерских качеств, стремление к самостоятельности и к получению образования, дающего возможность дальнейшего трудоустройства. Таким принципиальным образом фокус внимания был смещен с «не-возможностей» на - достоинства.

Диапазон выбранных претендентами профессий был достаточно широк и разнообразен. Но довольно часто он зависел от того или иного физического ограничения каждого из стипендиатов. Например, два слабовидящих ребенка выбрали переводческое дело, так как современные оборудование и программное обеспечение для незрячих предоставляют им новые возможности, как по письменному, так и по синхронному переводу. Двое из стипендиатов с церебральным параличом, то есть, те, кому больше подходит стационарная работа в офисе – бухгалтерский учет и финансы. А девочка с нарушением слуха избрала профессию пекаря-технолога, ведь широко известно, как хорошо развиваются ремесла среди глухих инвалидов.

Пилотный год программы преподнес нам, ее администратору, как позитивные, так и негативные уроки, с которыми нельзя не поделиться. Позитивным открытием стал тот факт, что молодое поколение людей, имеющих инвалидность, в большинстве своем, не страдает синдромом иждивенчества, что было достаточно характерно для старшего поколения инвалидов. Дети хотят жить полноценной жизнью, и хорошо осознают, что обладают не только правами, но и обязанностями. Более того, они стремятся к получению знаний в среде сверстников, не имеющих инвалидность.

Показательным стало то, что все победители программы поступили не в специальные учреждения для детей с инвалидностью, а в общеобразовательные колледжи!.. Но было достаточно и негативных уроков. Например, в Восточно-Казахстанской и Алматинской областях проблемы абитуриентов с инвалидностью начались еще при подаче документов в СУЗы. Отказы принять документы камуфлировались якобы заботой о детях, которым «будет легче учиться на дому, нежели здесь», либо тем, что учреждения «не имеют опыта обучения студентов с инвалидностью». Естественно ожидать, что при таком подходе эти учреждения никогда не получат подобного опыта…

Трое из претендентов программы были молодые люди, передвигающиеся на колясках. Одна из них, девушка из сельской местности Алматинской области, смогла пройти все этапы непростого отбора и практически выиграла образовательный грант, но была вынуждена отказаться от него. Это связано с тем, что и колледж, и общежитие, и общественный транспорт оказались совершенно неприспособленными под ее особые нужды. Такой случай могли бы назвать возмутительным в странах, где создание физического доступа для инвалидов – пройденный этап. Однако в нашем обществе пока это реальность, в которой живут наши дети.

Программа образовательных грантов для молодых людей, имеющих инвалидность, Фонда Ержана Татишева, помимо своей прямой цели оказать финансовую поддержку таким детям, имеет еще одну не менее важную цель. Эта цель - показать обществу назревшую необходимость создания системы инклюзивного образования. Случаи, когда дети с инвалидностью учатся в обычных школах, СУЗах и ВУЗах, должны стать не уникальным явлением, а обычной картиной. Общество получит в результате не только самодостаточных личностей и специалистов из числа инвалидов, но также - новое поколение, естественно воспринимающее инвалидность с самого детства и понимающее, что общество может и должно быть разным, но равным.

Комментарии

Вам не разрешено создавать комментарии. Для создания комментария зарегистрируйтесь на сайте.